Индекс нищеты населения демонстрирует резкое неравенство среди этнических групп

7 October 2021

UNDP

Нью-Йорк, 7 октября 2021 г. - Согласно новому анализу многомерных показателей бедности на глобальном уровне, опубликованному сегодня, неравенство в многомерных показателях бедности среди этнических групп неизменно велико во многих странах, и свыше 90 процентов населения из девяти этнических групп находится в бедственном положении.

Глобальный индекс многомерной бедности (ИМБ), разработанный Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Оксфордской инициативой по борьбе с бедностью и человеческим развитием, определяет уровень бедности, учитывая различные лишения, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни, включая неудовлетворительное состояние здоровья, неполное образование и низкий жизненный уровень. В сегодняшнем отчете исследуются уровень и состав многомерной бедности в 109 странах, охватывающих 5,9 миллиарда человек, и представлены данные с разбивкой по этническому/расовому/кастовому признаку для 41 страны, в соответствии с имеющейся информацией.

В докладе делается вывод о том, что в некоторых случаях, различия в показателях многомерной бедности среди этнических и расовых групп превышают показатели неравенства между географическими регионами внутри страны. Действительно, когда ИМБ разделяется по этническим группам, диапазон значений больше, чем у всех 109 стран и всех других протестированных разбивок по признакам.

Это также показывает, как уровень многомерной бедности  среди разных этнических групп может сильно различаться внутри страны. Например, в Габоне и Нигерии разница в процентном соотношении многомерно бедного населения среди этнических групп составляет более 70 процентов.

В Латинской Америке коренные народы относятся к числу самых бедных. Например, в Боливии коренные общины составляют около 44 процентов населения, но представляют 75 процентов бедных людей. Цифры поразительны и в Индии, где пять из шести бедных людей принадлежали к низшим племенам или кастам.

В многомерном анализе также намечаются следующие шаги. ИМБ объединяет заболеваемость и интенсивность нищеты. Две беднейшие этнические группы в Гамбии - воллоф и сарахуле - имеют примерно одинаковое значение ИМБ, но их лишения различаются, что позволяет предположить, что для сокращения уровня многомерной бедности необходимы разные меры экономической политики.

В доклад также включен анализ уровня многомерной бедности внутри домашнего хозяйства  с акцентом на гендерные функции. Во всем мире около двух третей бедного населения (836 миллионов человек) живут в домашних хозяйствах, в которых ни одна женщина или девочка не имеют хотя бы шесть классов школьного образования. Шестая часть всех бедного населения (215 миллионов человек) проживает в домашних хозяйствах, в которых хотя бы один мальчик или мужчина имеют шесть или более классов школьного образования, а девочка или женщина - нет. В отчете также делается вывод о том, что женщины и девочки, живущие в условиях многомерной бедности, подвергаются более высокому риску насилия со стороны полового партнера.

Во всем мире, в 109 странах и среди 5.9 миллиарда человек:

•       1.3 миллиарда человек «многомерно бедные».

•       Около половины (644 миллиона человек) дети младше 18 лет.

•       Почти 85 процентов населения проживает в Африке к югу от Сахары (556 миллионов) или Южной Азии (532 миллиона).

•       Более 67 процентов населения проживает в странах со средним уровнем дохода.

Но какова повседневная реальность жизни многомерно бедных людей? Данные рисуют мрачную картину:

•       1 миллиард человек использует твердое топливо для приготовления пищи, еще один миллиард живет в плохих санитарных условиях, а еще один миллиард имеет неблагоприятные жилищные условия.

•       788 миллионов человек живут в домашних хозяйствах, где, по крайней мере, один человек не получает достаточного питания.

•       568 миллионов человек не имеют доступа к качественной  питьевой воде в шаговой доступности.

«Пандемия COVID-19 подорвала прогресс в области развития во всем мире, и мы все еще пытаемся понять ее последствия», - говорит Ахим Штайнер, администратор ПРООН. «Индекс многомерной бедности (ИМБ) этого года напоминает нам о необходимости полноты картины того, как люди страдают от нищеты, кто они и где живут, если мы хотим двигаться вперед, преодолевая кризис и разрабатывая эффективные меры реагирования, которые никого не оставят без внимания ».

Несмотря на то, что уровень многомерной бедности остается высоким, в некоторых странах все же наблюдались обнадеживающие признаки прогресса, по крайней мере, до начала пандемии COVID-19. Из 80 стран и пяти миллиардов человек, по имеющимся данным, с течением времени, 70 стран снизили ИМБ как минимум за один период, причем самые быстрые изменения произошли в Сьерра-Леоне (2013-2017 гг.), за которым следует Того (2013/2014-2017 гг.). В некоторых странах произошло самое быстрое абсолютное сокращение в беднейших регионах, что помогло выполнить обещание никого не оставить без внимания. К ним относятся Северно-Центральный район в Либерии (2013–2019/2020 гг.) и Провинция 2 в Непале (2016–2019 гг.).

 «Для достижения будущего, в котором все люди будут пользоваться основными способностями, которые они ценят и имеют основания ценить, необходимо, чтобы мировое сообщество исправило структурное неравенство, подавляющее и препятствующее прогрессу. Разбивка данных об уровне многомерной бедности по этнической, расовой и кастовой принадлежности и изучение гендерных функций и моделей внутри  домашних хозяйств разоблачает неравенства и служит важным руководством для действий политиков, не оставляя никого забытым в последнее десятилетие», - говорит Сабина Алкир, директор ОПХИ в Оксфордском университете.

Хотя полные данные о влиянии пандемии COVID-19 на показатели ИМБ пока отсутствуют, пандемия выявила трещины в системах социальной защиты, образования и уязвимости рабочих во всем мире. В докладе показано, что эти трещины наиболее глубоки в странах с более высоким уровнем многомерной бедности. Например, миллионы детей во всем мире перестали посещать школу во время пандемии, но данное нарушение школьного образования получило большее распространение в странах с более высоким уровнем ИМБ. В Замбии, например, разница между долей домохозяйств с детьми, посещавшими школу до пандемии, и теми, кто участвовал в обучении с привлечением учителей во время пандемии, составляла около 80 процентных пунктов. Опыт прошлых чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения показывает, что многие из этих детей, возможно, никогда не вернутся в школу.